|
Газета
"Татарские края" №23 июнь,2001г.
ВОСТОК
- ДЕЛО КРОПОТЛИВОЕ И НАДЕЖНОЕ
Клуб "Шарык"
завоевал популярность у татарской молодежи. Сюда заглядывают студенты
вузов, деятели науки и культуры, школьники и родители с детьми. Здесь
завязываются острые дискуссии, споры, обсуждения серьезных проблем, устанавливаются
контакты.
Разнообразна и тематика встреч:
от проблем Интернета до поэзии Г.Тукая, от истории Египта до современного
положения... Индии. Потребность в общении продвинутой татарской молодежи
оказалась так велика, что заседания клуба стали еженедельными. А приходят
сюда люди, имеющие цель в жизни, занятые любимым делом: кто-то умеет играть
на гитаре, кто-то занят наукой, а некоторые пишут стихи или музыку. Не
всем же пить водку, убивая время...
Клуб "Шарык" популярен
и потому, что это то место в Казани, где можно пообщаться на родном языке,
почувствовать себя равным среди равных.
Как все начиналось, какая
перспектива у клуба? Эти вопросы мы задали руководителю клуба "Шарык"
Амилю Нуру, который скромно себя называет одним из организаторов тусовок.
Но скажу сразу, Амиль - это часть клуба, можно сказать, что он стал как
интерьер. Без него не только как без рук, но и как без голоса. Он и душа
клуба, его ведущий. Каждого представит, каждого прокомментирует, о каждом
знает. Откуда только? Без него клуб не состоялся бы... Ведь он еще жертвует
громадной энергией и средствами на раскрутку клуба.
- Амиль, как долго существует
клуб "Шарык"?
- Вообще с 1907 года, восстановили
его в 1997-ом. Но активизировалась работа в 2000 году, а так он существует
с 1989 года по решению комиссии по молодежи ТОЦ.
- Ты хочешь сказать,
что вы преемники дореволюционного клуба?
- Да, интузиасты почти 10
лет занимались историей, изучали принципы работы дореволюционного клуба
"Шарык", здание которого существует и сейчас по адресу: ул Тукая,
8, напротив театра имени Г. Камала. Участниками клуба являлись выдающиеся
сыны татарского народа - Габдулла Тукай, Салих Сайдашев, Маджит Гафури.
2001 год мы начали со встречи с Рафаэлем Сальмушевым. Рафаэль эфенде сын
Хаджи Сальмушева, который посещал клуб "Шарык". Он умер в 106-летнем
возрасте в 1999 году. Рафаэль рассказал нам, как проходили эти вечера.
- Вы задались целью
полностью восстановить клуб?
- Да, действительно, частично
восстановили: здесь собирается татароязычная молодежь. И, конечно, мы
отличаемся. В то время актуально было реформаторство. Молодежь считала,
что модернизацией общества спасут нацию, что обновление, т.е. джадидизм,
поставит заслон нищете, бескультурью. Дискуссия, проведенная в клубе,
показала, что современная молодежь (а так высказалось большинство) считает,
что реформы ассимилируют народ. То есть у нас в клубе молодежь придерживается
традиционалистских взглядов. Это с одной стороны и понятно, ведь "западническая"
молодежь идет не к нам, она предпочитает стриптиз-бары, ночные клубы,
алкоголь, пиво, наркотики и т.д. По логике мы должны были стать стриптиз-баром.
Ведь реформирование, ассимиляция шли полным ходом. Но, видимо, сохранился
еще у народа инстинкт самосохранения. Немало татарской молодежи занято
созидательной деятельностью, в той или иной мере предпочитает западному
образу жизни общечеловеческие исламские ценности. Наверное, мы уже достигли
того, о чем мечтало татарское юношество 100 лет назад. Ведь для этого
периода и музыка была "страшной вещью", и любовная лирика, поэзия.
Для нас же это уже стало обыденной жизнью. И все же мы консервативная
часть молодежи, в лучшем понимании этого явления. Мы хотим быть на уровне
реформаторов начала XX века.
- В течение 2001 года
какие мероприятия провел клуб?
- Мы работали по тематическому
плану. Были арабские, турецкие вечера. Дискуссии за чашкой чая по Интернету
и истории татар. Интересно прошла встреча неокадимистов с неореформаторами.
А вот когда проводили вечер поэзии, посвященный Г.Тукаю, то я сам удивился,
насколько талантливые люди есть среди нас. Они сами перевели и прочитали
стихи великого Г. Тукая, Равиля Файзуллина, Разиля Валиева на английском,
французском, немецком и др. языках. Я был поражен их эрудицией. Проходили
встречи с интересными людьми, например, с академиком Я. Абдуллиным, руководителем
татаро-японского центра Асией Садыковой.
У нас ведь очень много людей,
которых не замечает татарская пресса. Вот, к примеру, Джагфар Мубарэк
- самый массовый автор - составитель, пишущий на татарском языке. Его
книги выходят тиражом по 300 тыс. экземпляров в год. Он пишет не стихи,
не поэмы, не панегирики новой буржуазии - а просто религиозно-бытовые,
обрядовые книги. Этот факт говорит о том, что народ в большинстве своем
стремится восстановить утраченные традиции, обычаи и обряды, что ислам
в большом почете. Так вот, ведущие татарские издательства, соревнуясь,
издают его книги. А сам он скромнейший интеллигент.
То же можно сказать об Асие
Садыковой - ведь татаро-японский центр единственный, который, не боясь,
пропагандирует татарскую культуру в Японии.
- А чего боятся?
- Но ведь никто не занимается
этим. Да и пропаганда японской культуры в Татарстане без посредников -
это залог развития татаро-японских отношений.
- Много людей посещают
клуб?
- Около 50 посещают постоянно,
а так общая цифра около 200 человек.
-За счет чего вы существуете?
- У нашего клуба нет конкурентов.
Это плохо. Мы ни у кого ничего не просим,: не просим денег, не просим
помощи. Мы самостоятельны в этом и самодостаточны. Сравните: на проведение
"Студенческой весны" госструктурами были затрачены миллионы
рублей, а на "Ягымлы яз" несколько тысяч! Татарам приходилось
все делать самим.
- Вам не мешают? Ведь
самостоятельность и то, что ничего не просите, всегда по старой российской
традиции будут настораживать чиновников?
- Вообще-то министр Марат
Бареев всегда готов, в исполкоме Всемирного конгресса татар тоже поддерживают,
а находится клуб в здании ВТОЦ. Мешают только некоторые общественные лидеры-"нарциссы".
Вот жалуются: "вы украли идею", и т.д. Иди да организуй. Если
нет места, то это не проблема, найти можно. Между прочим, со зданиями
в Казани нет трудностей. Помогают музеи, а их немало в городе. Они всегда
выделят место, чтобы собираться. Другой лидер приходит: "отмените
мероприятие - концерт устраиваем". Славно, мы клуб мазохистов и над
нами издеваться можно. Пытаются параллельно всех на дискотеку уговорить.
Но мы все по плану проводили, и у нас всегда народ был.
Хочу сказать, что клуб поднимали
такие ребята, как Рафис Земдиханов, Айсылу Галиева, Ландыш Харрасова,
Инсаф Хамитов. Люди с донорскими замашками, т.е. готовые всегда прийти
на помощь и влить энергию, зажечь, авантюрные, я хочу сказать, неугомонные
натуры - с юмором, шуточками. Главное, без интриг и корысти. Клуб открыт
для обычных людей.
- А русскоязычные, то
есть молодежь, выросшая в городе, тоже ходят в клуб?
- Конечно, 50 процентов тусующихся
городская молодежь.
- Я знаю, что "Шарык"
популярен у интеллигенции. Она всегда с интересом приходит на встречи,
приводят внуков, племянников, своих детей. Но в то же время тебе не кажется,
что некоторая инертность есть у интеллигенции. Особенно в последнее время?
- Нужно прямо сказать, татарской
интеллигенции трудно. В последнее время довлеет тенденция - хотят уезжать
из республики. Современные студенты знают положение татарской интеллигенции
. И многие из республики уезжают за границу. Немалая часть привержена
к алкоголизму, не от хороших перспектив, думаю. В том-то и задача - адаптировать
молодежь к жестким городским условиям, ускорить процесс социализации.
Я думаю, что в Казани можно создать сотни таких клубов - в институтах,
в общежитиях.
Ведь сколько сект работают!
Клубов общения?! Клубы защиты животных есть, а клубы защиты двуногих существ,
исчезающих этносов, т.е. человека, аборигенов - единицы! Те, кто склонен
к религии, музыке, поэзии, зачастую тонкие натуры, стесняются, поэты боятся,
что их слушать не будут. Говорят, что старая татарская интеллигенция пьющая.
Они заранее знали, что их собственные стихи и дети читать не будут. Но
сейчас обратный процесс. В условиях очередной национальной меланхолии,
многонациональности надо сохранить свою самобытность. Вот клуб и учит,
снимает комплекс неполноценности, боязни истории и других культур. Часто
иллюзии сами создаем. Университета нет, школы под вопросом, но жить ведь
надо. Искать пути и механизмы самосохранения. Следует развеять стереотипы,
что учась в татарской школе не сможешь стать полноценным членом общества.
И второе, татары любят заниматься самокопанием . Я не верю, что татары
плохой народ, и у других народов немало проблем. Идеальности нигде нет.
У других еще хуже. Зависть - это не татарская черта, а черта материального
мира. Я говорю, нет у татарина друзей, кроме татарина. Просто могут быть
иногда личные друзья, и не более. Это же нормально. Капитализм! Никому
нет дела до твоих проблем. Мы вынуждены содержать себя и материально и
духовно.
- Получаются у нас пессимистические
выводы, что ничего нельзя изменить?
- Я говорю о тенденции довлеющей.
А молодежь, особенно интеллектуальная, только реагирует на любые изменения,
чувствует их. Она более прагматична. Хотим мы этого или нет. А потом мы
ведь есть, работаем, и таких, как мы, немало. Это обнадеживает. Последнее
десятилетие дало как бы второе дыхание (хоть и слабое). Но ведь немало
и потерь. Просто реально надо смотреть. Только кропотливая работа - фундамент
надежности в будущем.
Беседовал
активный участник клубных тусовок Рафаил Хаплехамитов
|