на главную страницу

 

 

 

Газета "Татарские края" №23 июнь,2001г.

ВОСТОК - ДЕЛО КРОПОТЛИВОЕ И НАДЕЖНОЕ

Клуб "Шарык" завоевал популярность у татарской молодежи. Сюда заглядывают студенты вузов, деятели науки и культуры, школьники и родители с детьми. Здесь завязываются острые дискуссии, споры, обсуждения серьезных проблем, устанавливаются контакты.

Разнообразна и тематика встреч: от проблем Интернета до поэзии Г.Тукая, от истории Египта до современного положения... Индии. Потребность в общении продвинутой татарской молодежи оказалась так велика, что заседания клуба стали еженедельными. А приходят сюда люди, имеющие цель в жизни, занятые любимым делом: кто-то умеет играть на гитаре, кто-то занят наукой, а некоторые пишут стихи или музыку. Не всем же пить водку, убивая время...

Клуб "Шарык" популярен и потому, что это то место в Казани, где можно пообщаться на родном языке, почувствовать себя равным среди равных.

Как все начиналось, какая перспектива у клуба? Эти вопросы мы задали руководителю клуба "Шарык" Амилю Нуру, который скромно себя называет одним из организаторов тусовок. Но скажу сразу, Амиль - это часть клуба, можно сказать, что он стал как интерьер. Без него не только как без рук, но и как без голоса. Он и душа клуба, его ведущий. Каждого представит, каждого прокомментирует, о каждом знает. Откуда только? Без него клуб не состоялся бы... Ведь он еще жертвует громадной энергией и средствами на раскрутку клуба.

- Амиль, как долго существует клуб "Шарык"?

- Вообще с 1907 года, восстановили его в 1997-ом. Но активизировалась работа в 2000 году, а так он существует с 1989 года по решению комиссии по молодежи ТОЦ.

- Ты хочешь сказать, что вы преемники дореволюционного клуба?

- Да, интузиасты почти 10 лет занимались историей, изучали принципы работы дореволюционного клуба "Шарык", здание которого существует и сейчас по адресу: ул Тукая, 8, напротив театра имени Г. Камала. Участниками клуба являлись выдающиеся сыны татарского народа - Габдулла Тукай, Салих Сайдашев, Маджит Гафури. 2001 год мы начали со встречи с Рафаэлем Сальмушевым. Рафаэль эфенде сын Хаджи Сальмушева, который посещал клуб "Шарык". Он умер в 106-летнем возрасте в 1999 году. Рафаэль рассказал нам, как проходили эти вечера.

- Вы задались целью полностью восстановить клуб?

- Да, действительно, частично восстановили: здесь собирается татароязычная молодежь. И, конечно, мы отличаемся. В то время актуально было реформаторство. Молодежь считала, что модернизацией общества спасут нацию, что обновление, т.е. джадидизм, поставит заслон нищете, бескультурью. Дискуссия, проведенная в клубе, показала, что современная молодежь (а так высказалось большинство) считает, что реформы ассимилируют народ. То есть у нас в клубе молодежь придерживается традиционалистских взглядов. Это с одной стороны и понятно, ведь "западническая" молодежь идет не к нам, она предпочитает стриптиз-бары, ночные клубы, алкоголь, пиво, наркотики и т.д. По логике мы должны были стать стриптиз-баром. Ведь реформирование, ассимиляция шли полным ходом. Но, видимо, сохранился еще у народа инстинкт самосохранения. Немало татарской молодежи занято созидательной деятельностью, в той или иной мере предпочитает западному образу жизни общечеловеческие исламские ценности. Наверное, мы уже достигли того, о чем мечтало татарское юношество 100 лет назад. Ведь для этого периода и музыка была "страшной вещью", и любовная лирика, поэзия. Для нас же это уже стало обыденной жизнью. И все же мы консервативная часть молодежи, в лучшем понимании этого явления. Мы хотим быть на уровне реформаторов начала XX века.

- В течение 2001 года какие мероприятия провел клуб?

- Мы работали по тематическому плану. Были арабские, турецкие вечера. Дискуссии за чашкой чая по Интернету и истории татар. Интересно прошла встреча неокадимистов с неореформаторами. А вот когда проводили вечер поэзии, посвященный Г.Тукаю, то я сам удивился, насколько талантливые люди есть среди нас. Они сами перевели и прочитали стихи великого Г. Тукая, Равиля Файзуллина, Разиля Валиева на английском, французском, немецком и др. языках. Я был поражен их эрудицией. Проходили встречи с интересными людьми, например, с академиком Я. Абдуллиным, руководителем татаро-японского центра Асией Садыковой.

У нас ведь очень много людей, которых не замечает татарская пресса. Вот, к примеру, Джагфар Мубарэк - самый массовый автор - составитель, пишущий на татарском языке. Его книги выходят тиражом по 300 тыс. экземпляров в год. Он пишет не стихи, не поэмы, не панегирики новой буржуазии - а просто религиозно-бытовые, обрядовые книги. Этот факт говорит о том, что народ в большинстве своем стремится восстановить утраченные традиции, обычаи и обряды, что ислам в большом почете. Так вот, ведущие татарские издательства, соревнуясь, издают его книги. А сам он скромнейший интеллигент.

То же можно сказать об Асие Садыковой - ведь татаро-японский центр единственный, который, не боясь, пропагандирует татарскую культуру в Японии.

- А чего боятся?

- Но ведь никто не занимается этим. Да и пропаганда японской культуры в Татарстане без посредников - это залог развития татаро-японских отношений.

- Много людей посещают клуб?

- Около 50 посещают постоянно, а так общая цифра около 200 человек.

-За счет чего вы существуете?

- У нашего клуба нет конкурентов. Это плохо. Мы ни у кого ничего не просим,: не просим денег, не просим помощи. Мы самостоятельны в этом и самодостаточны. Сравните: на проведение "Студенческой весны" госструктурами были затрачены миллионы рублей, а на "Ягымлы яз" несколько тысяч! Татарам приходилось все делать самим.

- Вам не мешают? Ведь самостоятельность и то, что ничего не просите, всегда по старой российской традиции будут настораживать чиновников?

- Вообще-то министр Марат Бареев всегда готов, в исполкоме Всемирного конгресса татар тоже поддерживают, а находится клуб в здании ВТОЦ. Мешают только некоторые общественные лидеры-"нарциссы". Вот жалуются: "вы украли идею", и т.д. Иди да организуй. Если нет места, то это не проблема, найти можно. Между прочим, со зданиями в Казани нет трудностей. Помогают музеи, а их немало в городе. Они всегда выделят место, чтобы собираться. Другой лидер приходит: "отмените мероприятие - концерт устраиваем". Славно, мы клуб мазохистов и над нами издеваться можно. Пытаются параллельно всех на дискотеку уговорить. Но мы все по плану проводили, и у нас всегда народ был.

Хочу сказать, что клуб поднимали такие ребята, как Рафис Земдиханов, Айсылу Галиева, Ландыш Харрасова, Инсаф Хамитов. Люди с донорскими замашками, т.е. готовые всегда прийти на помощь и влить энергию, зажечь, авантюрные, я хочу сказать, неугомонные натуры - с юмором, шуточками. Главное, без интриг и корысти. Клуб открыт для обычных людей.

- А русскоязычные, то есть молодежь, выросшая в городе, тоже ходят в клуб?

- Конечно, 50 процентов тусующихся городская молодежь.

- Я знаю, что "Шарык" популярен у интеллигенции. Она всегда с интересом приходит на встречи, приводят внуков, племянников, своих детей. Но в то же время тебе не кажется, что некоторая инертность есть у интеллигенции. Особенно в последнее время?

- Нужно прямо сказать, татарской интеллигенции трудно. В последнее время довлеет тенденция - хотят уезжать из республики. Современные студенты знают положение татарской интеллигенции . И многие из республики уезжают за границу. Немалая часть привержена к алкоголизму, не от хороших перспектив, думаю. В том-то и задача - адаптировать молодежь к жестким городским условиям, ускорить процесс социализации. Я думаю, что в Казани можно создать сотни таких клубов - в институтах, в общежитиях.

Ведь сколько сект работают! Клубов общения?! Клубы защиты животных есть, а клубы защиты двуногих существ, исчезающих этносов, т.е. человека, аборигенов - единицы! Те, кто склонен к религии, музыке, поэзии, зачастую тонкие натуры, стесняются, поэты боятся, что их слушать не будут. Говорят, что старая татарская интеллигенция пьющая. Они заранее знали, что их собственные стихи и дети читать не будут. Но сейчас обратный процесс. В условиях очередной национальной меланхолии, многонациональности надо сохранить свою самобытность. Вот клуб и учит, снимает комплекс неполноценности, боязни истории и других культур. Часто иллюзии сами создаем. Университета нет, школы под вопросом, но жить ведь надо. Искать пути и механизмы самосохранения. Следует развеять стереотипы, что учась в татарской школе не сможешь стать полноценным членом общества. И второе, татары любят заниматься самокопанием . Я не верю, что татары плохой народ, и у других народов немало проблем. Идеальности нигде нет. У других еще хуже. Зависть - это не татарская черта, а черта материального мира. Я говорю, нет у татарина друзей, кроме татарина. Просто могут быть иногда личные друзья, и не более. Это же нормально. Капитализм! Никому нет дела до твоих проблем. Мы вынуждены содержать себя и материально и духовно.

- Получаются у нас пессимистические выводы, что ничего нельзя изменить?

- Я говорю о тенденции довлеющей. А молодежь, особенно интеллектуальная, только реагирует на любые изменения, чувствует их. Она более прагматична. Хотим мы этого или нет. А потом мы ведь есть, работаем, и таких, как мы, немало. Это обнадеживает. Последнее десятилетие дало как бы второе дыхание (хоть и слабое). Но ведь немало и потерь. Просто реально надо смотреть. Только кропотливая работа - фундамент надежности в будущем.

Беседовал активный участник клубных тусовок Рафаил Хаплехамитов

 

Hosted by uCoz