на главную страницу

 

 

 

ИСТОРИЯ КЛУБА "ШАРЫК" XX ВЕКА

Клуб "Шарык" ("Восточный клуб") был создан в Казани 1 декабря 1907 г. татарской интеллигенцией в целях пропаганды и развития национального театра, литературы, музыки.

Руководство клубом осуществлял Совет старшин, председателем которого долгие годы был известный просветитель Ибрагим Терегулов (1852-1921). Кроме него, в совет входили историк Г.Ахмеров, языковед М.Курбангалеев, драматург Г.Камал и Г. Кулахметов, писатель Ф.Сайфи, журналисты Г.Карим, А.Мустафин, А.Урманчеев, А.-Г.Хасани, Г.Шараф, Ш.Ахмеров и другие.

В 1910-1917 гг. клуб располагался в доме, построенном в начале XX века купцом Каримом Апанаевым (ул. Евангелистовская, 8) - ныне улица Татарстан, 8. Сюда он переместился из дома Х. Сабитова с ул. Левая Набережная Кабана.

На первом этаже дома располагались правление клуба, гардероб и касса, на втором - зрительный зал на 150 человек с просторной сценой, комната для игры в лото и библиотека с читальным залом (заведующий Г. Шараф). Это был и кружок по интересам, и диспут- клуб, и литературно-музыкальный салон одновременно.

При клубе образовалась театральная труппа "Саяр". Спектакли ставились как на татарском ("Банкрот", "Тайны нашего города", "Несчастный юноша", "Бедный ребенок" и др.), так и на русском языках. В неделю ставили по два спектакля.

У клуба "Шарык" был свой устав, а Совет старшин выдавал особо выдающимся гражданам Казани "почетный билет" на спектакли и другие культурно-просветительские мероприятия. При клубе был и свой струнный оркестр.

Посетителями данного заведения являлись писатели, поэты, журналисты, издатели, студенты, курсистки, учителя, приказчики и другие. Ограничений в стиле одежды не было. Одевались как в национальные татарские костюмы, так и по последней европейской моде. Но обязательным элементом одежды был головной убор: для мужчин - каляпуш (тюбетейка), для жещин - калфак.

В разные годы в работе клуба принимали участие литераторы Г. Тукай, Ф. Амирхан, Г. Камал, С.Рамиев, Г. Кулахметов, С.Рахманкулов, Н Юшков, артисты Г.Кариев, С. Гизатуллина-Волжская, В.Муртазин-Иманский, музыканты В. Апанаев, И. Галиакберов, Г.Зайпин и другие.

 

Курс лекций по новейшей истории "Шарыка"


Был месяц март. Ничем не примечательный март, ничем не примечательного 1997 года. Молодежь, заметьте, молодежь татарская, объединившаяся под союзом "Азатлык", в очередной раз собралась накануне фестиваля "Ягымлы яз". Уже в который раз обсуждались предложения по поводу того, как встретить, куда разместить и каким образом развлекать соплеменников из других регионов.

Пришли к выводу, который был прост и банален: Казань при всей ее широте и гостеприимности пока еще не может принять татарскую молодежь и выделить ей хотя бы один свой уголок.

Все было бы как и всегда, так же тихо и спокойно. Но нас вдруг озарил голос предков: почти столетие назад на одной из центральных улиц древнего татарского города уже собирались передовые представители татарской нации. Это было знамение, и мы решили восстановить клуб "Шарык".

На первую мартовскую встречу был приглашен начальник отдела по борьбе с наркоманией при МВД РТ Зуфар Хузиев (это тоже было знамением, тем самым мы стали невольными продолжателями традиций Шарыка начала XX века).

Следующие вечера посетили участники фестиваля "Ягымлы яз" из Уфы и Самары. Министр по делам молодежи и спорту Марат Бариев (а тогда председатель комитета по делам молодежи) и главный редактор газеты "Молодежь Татарстана", председатель Республиканского молодежного крыла общественно-политического движения "Татарстан - новый век" (а тогда главный специалист отдела информатизации Республиканского комитета по делам детей и молодежи) Анбяр Кармеев побывали в гостях у вновь возрожденного Шарыка. Злые языки потом злословили, что после этого они и стали министрами и редакторами, но мы просто были рады нашим гостям.

Так клуб начал потихоньку набирать темпы. И вот встречи раз в месяц показались слишком редкими, а тогда на дворе уже был 2000 год. И вот руку помощи протянул Амиль Нур (за которую мы успешно ухватились, и даже сейчас Амиль не может высвободить ее из наших цепких лап).

Амиль Нур появился, как луч света в темном царстве. С его появлением жизнь клуба приобрела новые формы. Субботние встречи сменялись воскресными прогулками по забытым уголкам татарской истории, те, в свою очередь, - поездками за город или культпоходами на концерты (Илсафа, Зульфата Хакима и т.д.), спектакли.

Результатом всего этого стало то, что мы настолько прониклись аурой традиций Шарыка начала XX века, где были показаны в свое время первые спектакли, что 27 апреля 2002 года произошло знаменательное событие: мир увидел новую постановку спектакля "Беренче театр".

 

 

 

Hosted by uCoz